Студенческий киноклуб "Nostalgie"


Студенческий киноклуб Nostalgie   

 

Студенческий киноклуб Nostalgie

В музее под стеклом два древних черепа.
-  Что это? - спрашивает посетитель. Экскурсовод отвечает:
-  Череп императора Нерона.
-  А почему два?
-  Тот,  что  слева,- череп  Нерона до   пожара  Рима.  А справа - после пожара.
Так вот. После «Сентиментального путешествия» и «Писем не о любви» Шкловский жил долго; и написал много прекрас­ных книг. Но как бы хороши ни были книги, написанные им потом, эти две все-таки отличаются от всех последующих. Что ни говори, а в них перед вами предстанет другой Шкловский. Шкловский - до пожара Рима.

(Из предисловия Бенедикта  САРНОВА  к книге Виктора Шкловского «Сентиментальное путешествие», 1990)


Создание киноклуба было обусловлено несколькими причинами. Первичный импульс был получен в процессе демонстрации кинофильма Франсуа Трюффо «451º по Фаренгейту», снятому по одноименному роману Рэя Брэдбери. Этот просмотр был связан с изучением в учебном курсе «Культурология» темы «Культура и цивилизация».  В процессе обсуждения фильма состоялся обмен мнениями со студентами, в ходе которого сформировалась идея создания своеобразного кинолектория, который позволили бы молодежи выйти за пределы массовой культуры и соприкоснуться с подлинным киноискусством.
Режим работы киноклуба: два раза в месяц, по субботам, в 12:00. За неделю до очередного просмотра в вестибюле университета вывешивается оригинальная афиша с необходимой информацией (почти все киноафиши размещены на странице кафедры  сайта университета). Перед началом сеанса зрители получают роздаточный материал на 3-4 страницах с информацией о содержании фильма, режиссере, актерах, жанре и т.п.
Исходя из главной цели киноклуба, которая состоит в том, чтобы предложить студентам альтернативы массовой культуре, способствовать формированию эстетического сознания на основе подлинных культурных ценностей, первостепенное внимание уделяется европейскому кино ХХ века.
«Авторское европейское кино, или Арт-синема, оформлялось с середины 40-х годов как модель, выстроенная вокруг фигуры режиссера-творца, решающего средствами кино сложные культурные задачи, подобно тому, как это происходит в других элитарных культурных практиках: высокой литературе, современном искусстве, классическом театре. Это выразилось и в особом распределении производственных функций, характерном для кинематографий всех европейских стран: именно режиссер (а не продюсер, как в Америке) несет основную ответственность за фильм, имеет право финального монтажа; именно имя режиссера (в значительно большей степени, чем актеров, даже если они хорошо известны) становится «знаком качества», торговым брэндом, значимым в доминирующих культурных институциях, и ориентиром для зрителей. Можно сказать, что именно с закреплением главенствующей фигуры режиссера-Автора и с оформлением кинематографического канона (Феллини, Антониони, Бергман, Тарковский...) идея культуры в европейском кино становится идеей «высокой культуры». (Современное европейское кино и идея культуры («прошлого»).-М.: изд-во ГУ – ВШЭ, 2003).
Данная установка является доминирующей, хотя и не абсолютной, в подборе кинофильмов. В течение пяти лет существования киноклуба студенты имели возможность ознакомиться с произведениями  многих выдающихся мастеров авторского европейского кино: Марсель Карне («Набережная туманов»), Роберто Росселини («Рим – открытый город»), Федерико Феллини («Ночи Кабирии»),  Жан-Люк Годар («На последнем дыхании»), Франсуа Трюффо («400 ударов» и «Стреляйте в пианиста»), Сергей Параджанов («Тени забытых предков»), Пьер-Паоло Пазолини («Мама Рома»), Анджей Вайда («Пепел и алмаз»), Клод Лелуш («Мужчина и женщина»), Алексей Герман («Мой друг Иван Лапшин») и др.
Осенью 2007 г. в память ушедших одновременно Микеланджело Антониони и Ингмара Бергмана была показана небольшая ретроспектива их фильмов: «Затмение» и «Профессия – репортер» Антониони,  «Фанни и Александер» и «Земляничная поляна» Бергмана. В дополнение к «Летней сказке», показанной ранее, в начале 2010 г. В память об  Эрике Ромере был показан фильм «Моя ночь у Мод».
Вторым критерием  подбора кинофильмов является ознакомление студентов с подлинными звездами кино ХХ века, в противовес современным гламурным подделкам:  Анна Маньяни, Марлен Дитрих, Хамфри Богарт, Иван Миколайчук, Джульетта Мазина, Ингрид Бергман, Мишель Морган, Жан Габен, Ролан Быков, Фред Астер, Марлон Брандо, Бриджит Бардо, Збигнев Цибульский, Вивьен Ли, Тосиро Мифуне, Жан-Поль Бельмондо, Марина Влади, Юл Бриннер, Жерар Филип, Ален Делон, Джек Николсон, Клинт Иствуд, Лино Вентура, Чарльз Бронсон, Жан-Луи Трентиньян, Олег Даль,  Джина Лоллобриджида, Владимир Высоцкий, Моника Витти, Серж Генсбур, Алексей Баталов, Роми Шнайдер …
Весьма пестрой, на первый взгляд,  является география американского кино: «Касабланка» Майкла Кертица, «Трамвай «Желание» Элиа Казана, «Мост Ватерлоо» Мервина Ле Роя, «Шанхайский экспресс» Джозефа фон Штернберга, «Молодые львы» Эдварда Дмитрика, «Беззаботная» Марка Сэндрича, «Время свинга» Джорджа Стивенса,  «Грек Зорба» Майкла Какоянниса, «Мальтийский сокол» Джона Хьюстона, «Гражданин Кейн»  Орсона Уэллса, «Дилижанс» Джона Форда, «Великолепная семерка» Джона Стерджеса и др. Тем не менее,  в отборе каждого фильма присутствует определенная мотивация. Прежде всего – зрелищность, свойственная американскому кино и необходимая, чтобы сбалансировать серьезность европейского. Во-вторых, подчеркнутый оптимизм фильмов 30 – 40-х годов, востребованный в любое смутное время. Далее, американское кино дает повод  поговорить о нескольких жанрах. Прежде всего о вестерне, как заметном культурном достижении Америки. При этом интересно сравнение классического американского вестерна и европейского спагетти-вестерна Серджио Леоне («За пригоршню долларов»). Обращение к американскому кино позволило также затронуть жанр нуара («Мальтийский сокол»), в котором сохраняют актуальность одиночество, безысходность и отсутствие смысла бытия городской жизни.
Одним из содержательных направлений формирования смыслов деятельности киноклуба является внедрение эстетики черно-белого и немого  кино. Без этого остается в значительной мере невостребованным молодежью огромный массив  произведений мирового киноискусства.    
Интересным и познавательным для студентов явилось объединение культурологических проектов «Ковчег Гутенберга») и киноклуба «Nostalgie» в рамках двух читательских конференций, приуроченнях к Всемирному дню книги и авторського права 23 апреля.
Первая   была посвящена жизни и творчеству Ернеста Хемингуэя: „Мост Хемингуэя – место встречи поколений” – аллюзия, связанная с  кинофильмом „Мост Ватерлоо”, который демонстрировался в киноклубе. В программу этой читательской  конференции входили доклады и  викторина,  частично иллюстрированные двумя кинофильмами, показанными ранее: „По ком звонит колокол” и „Снега Килиманджаро”.  
Вторая читательская конференция, приуроченная к 110-летию рождения Ремарка, имела тематическое название «Тема мужества в творчестве Джека Лондона и Эриха-Марии Ремарка». Ее сопровождали кинофильмы «На Западном фронте без перемен» и «Триумфальная арка».
Более системным является подбор фильмов для факультативного кинолектория, который охватывает более широкую студенческую аудиторию. Например, цикл фильмов «Шесть гениев мирового кино»  представил  обзор творчества Федерико Феллини, Лукино Висконти, Ингмара Бергмана, Микеланджело Антониони, Андрея Тарковского и Акиры Куросавы. Каждый цикл кинолектория сопровождается лекцией соответствующей тематики.

    Таким образом, мы смотрим кино, которое существовало до культурного пожара, который обозначен  эвфемизмом «постмодернизм».   В эпиграфе к книге «3 500. Книга кинорецензий» Сергей Кудрявцев произнес: «Памяти Ингмара Бергмана, Микеланджело Антониони и того кино, которого уже нет»

P.S. Выражаю глубокую признательность Борису Тимофееву и Людмиле Магоновой.